1. Цель дисциплины: повысить общую культуру студентов, сформировать у них знания о стране изучаемого языка, её особенностях (климатических и физических, истории, экономике, культуре, традициях), а также выработать навыки самостоятельного анализа ситуаций и событий в мире на арабском языке.

2. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часа.

3. Место дисциплины в структуре ОПОП: Курс относится к обязательным дисциплинам вариативной части цикла М1.

4. Содержание дисциплины: Определение понятия "арабский мир". Географическая расположенность. Роль Арабского мира в мировом сообществе. Особенности экономического развития арабских стран. Классификация  арабских  стран   но  экономическому   развитию.   Экономические взаимоотношения с остальным миром. Страны Персидского залива. Королевство Саудовская Аравия. Деление страны на две основные части - Хиджаз и Неджд. Особенности политического строя. Саудовская Аравия как религиозный центр арабских стран и всего мусульманского мира. Объединенные Арабские Эмираты. "Чудо в пустыне". Федеративное устройство и социально-экономические факторы развития. Кувейт. Особенности развития. Агрессия Ирака против Кувейта в 90-91 г.г. Операция "Буря в пустыне". Благотворительные программы Кувейта по оказанию помощи развивающимся странам . Катар, Оман, Бахрейн. Йеменская республика. Объединение Северного и Южного Йемена в единое государство. Гражданская война 1994 года. Особенности социально-политического развития. Страны Шама. Сирийская Арабская и Ливанская республики. Иордания. Особенности   политического   устройства.   Палестина. Арабо-израильский конфликт. Новые мирные процессы. Страны Магриба. Тунис. Режимы Бургибы и Бен Али. Жасминовая революция и её последствия. Социалистическая Ливийская Народная Арабская Джамахирия. Особенности социально-экономического развития в условиях действия санкций ООН. Социализм и "Зеленая книга" М.Каддафи. Свержение режима Каддафи. Алжир. Современные проблемы, связанные с исламским экстремизмом. Взаимоотношения с Францией. Марокко. Единственный монархический режим среди арабских стран Африки. Особенности развития. Западная Сахара. Особенности политического развития. Урегулирование будущего Западной Сахары согласно резолюции ООН. Арабская Республика Египет. Краткий экскурс в историю арабской литературы. Арабские традиции и обычаи. Видные представители арабской культуры. Современный арабский кинематограф. Известные арабские режиссёры и актёры.

5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

  • способностью ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей, учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1);
  • способностью представлять специфику иноязычной научной картины мира, основные особенности научного дискурса в государственном языке Российской Федерации и изучаемых иностранных языках (ОПК-7);
  • способностью представлять специфику иноязычной научной картины мира, основные особенности научного дискурса в русском жестовом и изучаемых иностранных языках (ОПК-8);
  • способностью пользоваться знанием общеевропейских компетенций владения иностранными языками для описания системы уровней и конкретизации целей и содержания обучения, для разработки учебных программ, учебников, учебных пособий, а также для определения уровня владения языком и оценки достигнутых результатов, готовностью к внедрению "Европейского языкового портфеля" как средства самооценки обучающихся (ПК-38);
  • способностью разрабатывать методики преодоления конфликтных ситуаций в межкультурной коммуникации (ПК-40).