1. Цель дисциплины: формирование у студентов целостного представления об основах корпусной лингвистики в рамках эмпирического подхода к изучению языка.

2. Общая трудоемкость дисциплины: составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

3. Место дисциплины в структуре ОПОП: является дисциплиной по выбору вариативной части цикла М1.

4. Содержание дисциплины: Введение в корпусную лингвистику. Понятие лингвистического корпуса. Краткая история корпусной лингвистики. Задачи и основные направления корпусной лингвистики. Корпусная лингвистика и компьютерная лингвистика. Предмет исследования. Понятие корпуса. Создание и типология корпусов. Развитие лингвистических корпусов в мире. Сопоставление корпусной и традиционной лингвистики Первое и второе поколение корпусов. Разметка. Виды разметок. Типы лингвистических корпусов. Типы корпусов: устные и письменные, одноязычные и многоязычные, аннотированные и неаннотированные. Лингвистические исследования на базе корпусов. Лингвистические исследования на базе корпуса: изучение грамматики. Использование корпусов в прикладной лингвистике и других областях. Методы извлечения информации из корпуса. Типы извлекаемой информации. Конкорданс. Параллельные корпусы.

5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

  • владением системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных явлений на всех уровнях языка и закономерностей функционирования изучаемых языков, функциональных разновидностей языка (ОПК-1);
  • владением когнитивно-дискурсивными умениями, направленными на восприятие и порождение связных монологических и диалогических текстов в устной и письменной формах (ОПК-4);
  • способностью представлять специфику иноязычной научной картины мира, основные особенности научного дискурса в государственном языке Российской Федерации и изучаемых иностранных языках (ОПК-7);
  • способностью создавать и редактировать тексты профессионального назначения (ОПК-11).