1. Цель дисциплины: дать целостное представление о становлении и развитии татарской богословской мысли.

2. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

3. Место дисциплины в структуре ОПОП: Данная дисциплина логически и содержательно-методологически связана с такими дисциплинами, как, «Современные проблемы теологии», «История переводов Корана в России», «История мусульманского духовного образования» и др. Дисциплина «Татарское богословское наследие XVIII-XX вв.» неразрывно связана с такими религиозными дисциплинами, как  «Современные проблемы теологии», «Методика преподавания религиозных дисциплин», «Современные проблемы философии религии», «Богословско-правовые предпосылки становления мусульманской религиозной философии»  и др. и  образует вместе с ними единую систему религиозных знаний. Освоение курса «Татарское богословское наследие XVIII-XX вв.» необходимо как предшествующее для прохождения научно-исследовательской практики и написания выпускной квалификационной работы. В связи с изучением наследия татарских авторов, курс  занимает важное место среди других наук, так как способствует формированию представления о вкладе татарских ученых в сокровищницу мирового богословского знания.

4. Содержание дисциплины: Вводная тема. Вопросы периодизации татарского богословского наследия. Развитие блогословского наследия в Золотоордынский период и в период татарских ханств. Татарская богословская мысль в условиях потери государственности. Обновленческий настрой татарской литературы 19 века. Абуннаср Курсави. Марджани. Социальное обновление и общественная мысль в конце  XIX – начале XX вв. Понятия кадимизм и джадидизм в истории. Атаулла Баязитов. Суфийская ветвь татарской богословской мысли.

Ризаэддин Фахретдинов: на границе традиции и обновления. Общественные и религиозно-философские взгляды Хасана-Гата Габаши. Братья Буби и медресе «Иж-Буби». Общественные и религиозно-философские взгляды Габдуллы Буби. Татарская социально-политическая мысль: Юсуф Акчура. Всероссийские мусульманские съезды (I — август 1905 г., II — январь 1906 г., III — август 1906 г.). Партия «Иттифак аль-муслимин», уставные документы партии. Садри Максуди и мусульманская фракция в Государственной Думе. Литературная и общественно-политическая деятельность Г.Исхаки.Зыяэтдин Камали. Основные этапы жизнедеятельности М. Бигиева.Татарские тафсиры Корана. Проблемы сочетания традиций и новаций в современной российской умме. Современные  тенденции развития мусульманской мысли.

5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

  • готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
  • способность к самосовершенствованию на основе традиционной нравственности (ОК-4);
  • готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2).