1. Цель дисциплины:  формирование целостного представления о старотатарском литературном языке.

2. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные  единицы, 72 часа.

3. Место дисциплины в структуре ОПОП: данная дисциплина относится к дисциплинам по выбору  вариативной части цикла М.1 Дисциплины (модули) и изучается на 2 семестре  1 курса.

4. Содержание дисциплины: Понятие о старотатарском языке. История его формирования в контексте общественно-исторических условий. Выражение фонетической системы татарского языка через арабский алфавит и приспособление его для написания татарских слов. Иске имля(старый алфавит), Яна имля(новый алфавит), урта имля(срединный алфавит).Общие сведения о них. Реформы по приспособлению арабского алфавита. Виды графики арабской письменности: селс, куфи, тагликъ, рикъка, насх. Особенности старотатарского морфологического строя. Особенности категории числа имен существительных, использование старинных падежных окончаний в письменной речи. Особенности использования категории отрицания. Образование числительных. Наклонения и времена глагола. Архаические окончания повелительного наклонения. Времена изъявительного наклонения. Формы настоящего времени.  Архаические формы будущего времени. Прошедшее время. Особенности глаголов, выражающих желание. Старая форма условных глаголов. Отглагольное имя. Формы инфинитива. Союзные слова и предлоги. Язык произведения «Кысса-и Йусуф» Кул Гали (1212-1233). Сюжет произведения, заимствованный с Корана. «Нахдж ал-фарадис» Махмуда бин Гали ал-Булгари ас-Сараи (1358). Изучение языка памятника, морфологические особенности, лексико-семантическая характеристика словарного состава произведения. Н. Рабгузи «Кысас аль-Анбия» («Истории пророков») (1310).   Лексико-стилистический анализ языка и соотношение арабо-персидских заимствований и тюрко-татарской лексики в литературном памятнике XVIII века «Фаузен-наждат». Письменно-литературный язык XVII – первой четверти XX в. Язык произведений Г.Утыз-Имяни. Ахмад Ясави  «Хикмәтләре» («Изречения») Изучение религиозно-суфийских, философско-духовных взглядов автора. А.Х. Максуди Гыйбадәте исламия”. Ризаэддин Фәхреддин «Җәвамигуль- кәләм шәрхе». Ногмани “Коръән тәфсире” (Толкование Корана).

5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

  • готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);
  • готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1).