1. Цель дисциплины:  формирование систематических знаний по истории отечественной литературы;  формировании представлений о развитии отечественной литературы в рамках мировой культуры, показать основные тенденции исторического развития литературы в России, научить студентов делать лингвистические и литературоведческие обобщения, определять место и значение художественного произведения в общелитературном процессе, прогнозировать степень влияния текста на читателя в зависимости от конкретной исторической ситуации.

2. Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц, 324 часа.

3. Место дисциплины в структуре ОПОП: Данная дисциплина относится к базовой части цикла Б.1. Учебная дисциплина занимает важное место в цикле общепрофессиональных дисциплин, призванных содействовать всестороннему развитию будущих специалистов, так как предполагает овладение студентами знаний, регулирующих не только профессиональное поведение, но и поведение  в различных секторах жизни общества. Дисциплина направлена на достижение следующих целей: формирование у студентов систематических знаний по истории отечественной литературы;  формирование представлений о развитии отечественной литературы в рамках мировой культуры; формирование у студентов углубленных теоретических представлений о культурных основах и типах литературного сознания; ознакомление студентов с наиболее значительными авторами отечественной литературы и их основными произведениями. Тематическая рубрикация программы курса опирается на хронологический принцип.

4. Содержание дисциплины: Теория литературы, литературный процесс, роды и жанры, художественные методы. История древнерусской литературы. Литература XVII века. Литература XVIII века. Учение М.В.Ломоносова о трех штилях.  Регламентация жанровой системы А.П.Сумарокова. Драматургия русского классицизма. Русский сентиментализм. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева. Общественная мысль первой четверти XIX века. Типологические разновидности русского романтизма и его соотношение с западноевропейским романтизмом. В.А.Жуковский. Своеобразие литературной позиции Батюшкова. Творчество А.С. Грибоедова.  Творчество А.С. Пушкина. Творчество М.Ю.Лермонтова. Творчество Н.В. Гоголя. Творчество Ф.И.Тютчева. Творческое наследие А. И. Герцена. Основные тенденции в развитии литературы в середине XIX века. Литература конца XIX – начала XX вв. Основные тенденции в развитии литературы в конце XIX – начале XX века. Направления развития русской литературы XX века. Русская литература XX века. Перспективы изучения, основные направления анализа.

5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

  • способность ориентироваться в основных этапах и процессах развития отечественной литературы и журналистики, использовать этот опыт в практике профессиональной деятельности (ОПК-4).