1. Цель дисциплины: Приобретение студентами предметных и системных знаний о логике мирового исторического процесса.  Освоение студентами основных научных методов, принципов и исторических источников, позволяющих объективно воспринимать исторические события и ориентироваться в современной исторической ситуации. Получение студентами информации о причинно-следственных связях, лежащих в основе любого исторического процесса, события, факта, что позволяет им выработать научное мировоззрение. Развитие у студентов навыков обоснования своей позиции по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому и настоящему человеческого общества.

2. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

3. Место дисциплины в структуре ОПОП Дисциплина «Актуальные проблемы современности и миросистемный анализ» относится к дисциплинам базовой части цикла Б.1.

4. Содержание дисциплины: Эволюция общества. Образование и развитие систем. Создание капиталистической системы и возникновение иерархии территорий. «Недоимперия». Экономическая взаимозависимость территорий эпохи постколониализма.  Стабильность и бифуркация капиталистической системы. Глобализм. Три «Э»: эволюция, экономика, экология. Виды мир-систем. Категория «знание». Истоки теории миро-системного анализа. Последователи И. Валлерстайна. Учёные-глобалисты. Альтернативные социологические теории. Место теории в академической среде. VS цивилизационная теория К. Квигли. VS «отношения внутри ядра» П. Гована. Прогностика VS «практика мировой интеграции» У. Вагара. Взгляд из «постколоний» (VS теория постколониализма В. Чиббера).

5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

  • способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
  • способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
  • способность использовать знания в области общегуманитарных социальных наук (социология, психология, культурология и других) в контексте своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-3);
  • способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);
  • способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-5);
  • способность анализировать основные тенденции формирования социальной структуры современного общества, ориентироваться в различных сферах жизни общества, которые являются объектом освещения в СМИ (ОПК-6).