1. Цель дисциплины: дать систематическое, внутренне непротиворечивое и относительно полное изложение основных понятий, относящихся к устройству и функционированию языка, а также сформировать представление о его формах и функциях, связях с обществом, мышлением и культурой, о языкознании как динамически развивающейся и постоянной обновляющейся науке.

2. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.

3. Место дисциплины в структуре ОПОП: относится к дисциплинам базовой части цикла Б.1. Основу для изучения данной дисциплины составляют компетенции, полученные в рамках среднего образования в курсах таких дисциплин, как «Русский язык» и «Иностранный язык», которые предполагают первичные навыки лингвистического анализа.

Задача изучения дисциплины «Основы языкознания» - не только «ввести» студентов в мир лингвистики, но и обозначить межпредметные связи. Курс «Основы языкознания» предполагает более глубокое изучение таких дисциплин, как «Основы теории первого иностранного языка», «Введение в теорию межкультурной коммуникации», «Методика преподавания иностранных языков» и т.д.

4. Содержание дисциплины: Язык как системно-структурное образование. Язык, мышление, сознание. Когнитивная лингвистика. Язык как знаковая система: свойства и типы языковых знаков. Язык как средство коммуникации. Социальная дифференциация языка. Лингвистическая типология.

5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

  • владение навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3);
  • владение основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания -композиционными элементами текста (введение, основная часть, заключение), сверхфразовыми единствами, предложениями (ОПК-6);
  • владение методами формального и когнитивного моделирования естественного языка и методами создания метаязыков (ПК-20).