1. Цель дисциплины: ознакомление студентов с основными культурно-историческими и лингвистическими сведениями старотатарского языка; и в процессе обучения познакомить с историей и культурой татарского народа.

2. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

3. Место дисциплины в структуре ОПОП: является дисциплиной по выбору вариативной части цикла Б1.

4. Содержание дисциплины:

Предмет курса, содержание и задачи. Основная литература. Возникновение письменности и ее развитие. История письменности у тюрко-татар. Древняя тюркская руническая и уйгурская письменность. Арабская графика. Татарские литературные произведения на арабской графике. Приспособление арабской графики на татарский язык. Культурные и литературные памятники татар на арабской графике. Написание букв«آ», «ب», «پ», «ت», «ث»; «ج», «چ», «ح», «خ»; «د», «ذ», «ر», «ز», «ژ»; «س», «ش», «ص», «ض», «ط», «ظ»; «ع», «غ», «ف», «ق»; «ک», «ڭ», «گ»; «ل», «م», «ن», «ه»,«و», «ی». Буквы персидского алфавита вошедшие в состав старотатарской графики. Заимствования из арабского и персидского языков. Солнечные и лунные буквы. Категория неопределенности и определенности. Арабские цифры. Пунктуация. Диакритические знаки для выражения гласных в арабской графике: фатха, касра, дамма. Реформы татарского алфавита. Выражение звуков: «а», «и», «у», «о», «ы», «э». Классические стили письма на арабской графике. Календари использовавшиеся татарами. Орфографические и лексические особенности арабского письма. Приобретение навыков чтения печатных текстов на арабской графике. Приобретение навыков чтения письменных текстов на арабской графике. Графо-фонетические особенности старотатарских письменных текстов.

5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

  • способность ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1);
  • способность свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации (ОПК-7);
  • готовность преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения (ОПК-9).